Последние публикации

Греческие архитекторы

Греческие архитекторыГреческие архитекторы умело пользовались колонной масштабным эталоном. В эллинистическом театре в г. Приене (вторая половина IV — начало III в. до н. э.) к первому этажу сцены был пристроен мраморный портик, у которого квадратные столбы с лицевой стороны были дополнены полуколоннами дорического ордера. Эти полуколонны не имели конструктивного значения, их функция была чисто художественная.

Они способствовали психологическому возвеличиванию, поднятию значимости действующего лица в глазах зрителей. Пять тысяч принцев, смотревших представление, видели актеров на фоне дорических колоннад, которые имели приуменьшенный размер, — всего 2,71 м, поэтому фигуры актеров казались больше обычных людей. Умелое использование масштаба, связанное с пластической модуляцией архитектурной массы, можно наблюдать и в древнерусском зодчестве.

В сложные годы укрепления Русской централизованной державы каменная культовая архитектура носит монументальный характер, призванный усилить идейные основы государственности, демонстрировать могущество самодержца и Церкви. В XVI в. в Ростове Великом, оплоте консервативного боярства, возводится на старом месте новый Успенский собор по образцу Успенского собора в Кремле стольного города Москвы.

Величественный пятиглавый храм должен был постоянно напоминать мятежной феодальной верхушке бывшего ростовского княжества о главенствующей роли московских царей. Идейные функции Успенского собора, его социальная роль требовали выявления соответствующей значимости здания, что и было достигнуто лаконичностью объемной пластики и крупным архитектурным масштабом.

Впечатление от громадного сооружения, вознесшего главу на высоту шестидесяти метров, дополняется значительными размерами членений и художественно-тектоническим пластическим решением. Статичный объем собора вместе с сильно выступающими лопатками разделен по горизонтали на четыре пояса: два нижних — большие, два верхних — меньшие.

Как бы замедленный рост здания вверх, сдерживаемый тяжестью каменной массы, создает впечатление необычайной устойчивости, монументальности. Иначе смотрится собор Троицкого монастыря в Муроме. Построенный в 1642 г. на деньги Муромского купца Тарасия Борисова, удостоенного чести состоять в «московской сотне», он прекрасно демонстрирует изменения художественного вкуса, вызванные переориентацией социального заказа.

Середина XVII в. — период включения в общественную жизнь России посадского населения, время его борьбы за политические и экономические права. Мировоззрение торгово-ремесленного люда с его житейскими идеалами проявляется и в области культуры. Его голос, сливаясь с голосами служивых людей, звучит в исторических бытовых повестях, заглушая подчас нравоучительные речи праведных князей и церковных старцев.

Со страниц рукописных книг обращаются к миру обычные люди вроде купца Саввы Грудцина и даже «премудрой жены» гостя славного Карпа Сутулова. Столкновение зарождающейся светской мысли с богословскими догмами находит отражение не только в церковном «расколе», но и в культовом зодчестве.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью