Древесина в архитектуре и дизайне интерьера | Ришесс - строительная компания
Последние публикации

Древесина в архитектуре и дизайне интерьера

Является ли древесина высокотехнологичным материалом? Является ли экологическая эстетика просто спекуляцией на красоте, или же она является конкретной утопией? Действительно ли архитектура -поиск эстетичных и жизнеспособных форм проживания? Является ли девиз «медленнее, меньше, лучше, прекраснее» лозунгом экологического умения жить? Имеются ли ограничения у фантазии, креативности и красоты? Для Маттео Туна все эти вопросы являются частью целостной перспективы. Ведь древесина, как природный, мало того, возобновляемый ресурс, — всегда была фундаментальным источником значимого строительного материала для архитектуры и дизайна.

Я неохотно говорю о теме «экологическая устойчивость», так как это понятие — плеоназм. Не заниматься хищнической эксплуатацией природы — это самоочевидный аспект работы архитектора. Скорее, я хотел бы сконцентрироваться на этике нашего круга профессионалов. Древесина — это материал века, и его больше нельзя игнорировать. Это единственный возобновляемый строительный материал для архитектуры и дизайна. Жизненный цикл древесины кажется практически бесконечным. Сегодня архитекторы должны стать управляющими жизненным циклом, мы не можем позволить себе только экспрессивный язык форм. Мы предметно обсудили эту мысль в рамках Миланской мебельной выставки в апреле этого года. Инсталляция «Тпе Wooden Beacons», проведенная нами совместно с итальянским домом мод «Marni», демонстрирует жизненный цикл вещей. Древесина и материалы, которые использовались или будут использоваться повторно, образуют диалог между двумя творческими мирами — архитектурой и модой, связанными с помощью дерева.

 

Техническая и эстетическая долговечность

Мы больше не можем все выбрасывать. Мы должны отвернуться как от изобилия 1990-х годов, так и от пресыщения первого десятилетия этого столетия. Мы нуждаемся в большей долговечности! Как архитектор и дизайнер я знаю, о чем говорю: создание искусственной окружающей среды — это 50% мирового потребления энергии; это половина всех выбросов парникового газа; это 50% расхода наших «невозобновляемых» ресурсов. При работе с древесиной меня очаровывает необработанность, первозданность, а также красота древесины самой по себе — жилки, цвет, шероховатости, тепло и естественность. Древесина позволяет найти долговременные решения, дает возможность обратить внимание на ресурсы, достигнуть экономически ощутимых результатов и одновременно поддерживать эстетику и красоту. В качестве естественного ресурса древесина всегда была значительным элементом архитектуры и остается главной в моей работе сегодня: это соответствует моей философии «Тройной ноль». Это означает использование местных материалов, которые транспортируются до строительной площадки не дольше, чем за 24 часа, при производстве которых отсутствуют выбросы С02 и не создаются отходы. Древесина соответствует этим требованиям: она чаще всего происходит из данного региона, нейтральна по углероду, может повторно использоваться, имеет превосходные статические характеристики. Гибкая и долговечная — она располагает широким спектром возможностей применения.

Древесина как строительный материал воплощает идею строительства в гармонии с ландшафтом, с местной культурой и экономикой. Но не только. За счет незначительного веса, по сравнению с другими материалами, древесина хорошо подходит для возможной обработки современными машинами, особенно это отражается в серийном заводском производстве для капитального строительства. Уже в начале 1990-х годов наши системы стандарта «Niedrigernergiehaus» [энергетически малозатратные дома] и, произведенные заводским способом, деревянные дома «Хайди» для «Rubner» и «О Sole Mio» для «GriffnerHaus» доказали это. Серийное производство означает оптимизацию сроков строительства, расходов на строительство и производственных расходов. Древесина предполагает возможность различного использования. Гибкая при обработке, она обладает оптимальными статическими и строительно-физическими характеристиками, подходящими не только для сооружения здания в целом, но также для использования в дизайне интерьера и в промышленном дизайне. Она придает тепло и естественность. Вместе с тем, древесина всегда неповторима, благодаря своей структуре, цвету и неровностям. С точки зрения нашего здоровья, древесина тоже имеет преимущество, так как регулирует микроклимат помещения и способствует нашему хорошему самочувствию. Одним словом, древесина подходит для многих сфер: от мебели до облицовки стен и потолков, от покрытия пола до оформления ванной комнаты; после соответствующей обработки она может стать устойчивой к воде. Как пластичная и моделируемая деталь оформления, древесина располагает важными свойствами — гибкостью и устойчивостью к нагрузкам.

Меньше — значит больше Я родился в Южном Тироле. В этом альпийском регионе уважение к природе выражается определенным способом. Это уважение оставило свои следы: вальзерские строители — мои бесспорные идолы архитектуры — всегда строили под девизом «Меньше — значит больше». Из-за климатических условий и по причине бедности они приняли самые простые и экономные решения. Из этих решений возникла эстетика, которую нельзя назвать минимализмом, но она, при этом, не менее важная. По моему мнению, архитектура в первую очередь должна удовлетворять основные потребности. Это значит, что требуется ввести в архитектурный обиход принцип меньше — это больше», не забывая, что названный принцип издавна был основой для ремесленной культуры Вальзера. Строительство в Альпах сегодня означает гармонизацию требований — приведение в согласие интересов индустрии туризма, местных традиций и природы. Именно этим обусловлен постоянный поиск правильного баланса, новых путей строительства в Альпах экологически приемлемым способом. От горных крестьян мы получаем знание о микрогеографии, которое рассказывает нам о ветре и климате. Именно у них мы можем научиться строить совместно с природой, использовать и уважать ее элементы. Только при благоговейном понимании природы может появиться органическая архитектура. Это ни в коем случае не голый стиль, а скорее синтез существующего, определения и местности. Это наши требования при проектировании и выполнении строительных объектов. Исходный пункт — это обобщающее рассмотрение строительных материалов: насколько высока затратность и капиталоемкость производственных процессов? Как долго и в каких вариантах они могут использоваться повторно? Насколько ограничены запасы сырья для производства? Каково соотношение сэкономленной энергии при использовании дерева и энергии, израсходованной для производства? Деревянное строительство — это нынешний гражданский долг. У нас есть функционирующее лесное дело, современная пилоиндустрия, живой деревообрабатывающий промысел. Принцип «ноль километров», который звучит почти как новый постулат в архитектуре, восходит к Витрувию. Он настаивал на том, чтобы использовать строительные материалы только из близлежащих мест. «Ноль» значил для него ничто иное, как расстояние, которое могла пройти упряжка волов за один день, чтобы привезти сырье на строительную площадку. Итак, материал перемещается из мест, которые находятся близости строительства. То, что казалось еще при Витрувии убедительным, сегодня кажется практически революционным. Если перенести этот постулат в наше время, то он равен расстоянию, которое проходит грузовик за один день. Если превзойти этот временной промежуток, то нельзя говорить об экологической устойчивости строения и архитектуры в целом.

 

Строительство в гармонии с природой

В соответствии с этими принципами в 2003-м году в Мерано, посреди фруктовых деревьев и виноградников, была возведена гостиница «Pergola Residence. Здание почти буквально заимствует мотив винных пергол деревянных конструкций, на которые натягивают виноградную лозу. Цитируя традиционный южно-тирольский метод деревянного строительства, где за основу взята местная лиственница, гостиница в виде террас спускается по склону. В Южном Тироле также возникло экологическое убежище класса «люкс» — это гостиница «Vigilius Mountain Resort», расположенная на высоте1500 мнад уровнем моря. Здесь сосуществуют самосознание и эстетика — все вращается вокруг природы и ландшафта. В гостиницу, которая практически незримо сливается с окрестностями можно попасть только по канатной дороге. Курорт, построенный полностью из древесины местной лиственницы, объединяет старую субстанцию с новой пристройкой. Тот же принцип архитектурного уравновешивания применен к «Residences edel:weiss» на горе Качберг в Австрии. Чтобы излишне не перегружать прилегающую территорию, обе жилые башни возвышаются двумя еловыми шишками над местностью в виде ромбовидной переплетенной деревянной конструкции, почтительно поднимающейся в высоту и пытающейся вписаться в окрестности. Что же касается видимой ромбовидной деревянной конструкции, которая окружает здание «Hugo Boss Industries Strategic Business Unit в Колдрерио, то природа в этом случае диктует свои условия. Ромбовидная структура оболочки сделана из местной древесины и защищает от дождей, солнца и ветровой нагрузки при одновременно высокой световой пропускной способности. Такую деревянную климатическую оболочку можно снова встретить внутри «Hugo Boss Concept Store» в «Meatpak-king District» (Нью-Йорк). Но там она выполняет совершенно другую функцию.

Если древесина сгорает, то природный цикл завершается. Но если древесина сгорает полностью, то этот процесс можно преобразовать в энергию. «Вю Powerstation Schilling» в Швенди производит энергию и обеспечивает потребности в электричестве зданий лесопилки и больницы, расположенных неподалеку. Цилиндрическая оболочка, созданная и; лиственницы, кажется, плавает вокруг центра установки в форме куба и действует как естественный фильтр между внутренней и внешней частью здания.

Если это перевести на язык архитектуры, то мы получим эстетику экологии — прозрачность, легкость, ясность формы. Я считаю прочную архитектуру правильной, уважающей все грани «genius loci» (лат. — «дух места»); я доверяю «истинной устойчивости» архитектурных концепций. При этом, древесина элементарна как стройматериал. Пять 6-этажных зданий комплекса «Тогтопа 37», сооруженного в 2009-м году в Милане, построены вокруг обширного зеленого внутреннего двора. Энергия для зданий в основном аккумулируется с помощью грунтовых вод; климатическая система и система отопления основывается на геотермальной энергии. Фасады частично покрыты древесиной и образуют дополнительный солнцезащитный козырек. Древесина использовалась в своем первоначальном материальном, необработанном виде, дабы со временем красиво состариться. В настоящее время наша миланская студия работает над несколькими альпийскими проектами, так называемыми «Archilandscapes». Два из них сооружаются в швейцарском Валлисе, один на высоте2200 мна горе Церматт, вертикально по отношению к горе. Семейная гостиница «Bella Vista» у подножия перевала Стельвио уже получила предварительную сертификацию «KlimaHotel» от агентства «CasaClima». Для всех этих проектов древесина — существенный элемент, в том числе и для интерьеров.

Hightouch вместо Hightech Гете однажды сказал, что он бы хватал глазами и смотрел руками. Древесина хорошо применяется в микро- и макромасштабе, так как она мультитактильна. Если абстрагироваться от истории возникновения, то ее возраст, изгибы, повреждения, а также долговечность и стойкость, дают чудесные предпосылки для оформительских решений. В Японии имеются древние дома на сваях из эвкалипта. Как только вода касается эвкалиптовой древесины, возникает непостижимый аромат. Древесина обращается ко всем чувствам, и это материал на всех уровнях нашей работы. Для итальянской фирмы «Rapsel» мы разработали специальную технологию изготовления устойчивой к воде деревянной ванны. В течение нескольких технологических стадий древесина сушится и режется специальным образом, формируется и соединяется. Ванна, вплоть до пробки, сделана из древесины лиственницы. Дизайн концентрируется на главном, гармонично объединяет форму и деревянные прожилки. Ванная комната («невидимая ванная») для «Rapsel» тоже сделана полностью из древесины. Оба проекта неоднократно получали награды за дизайн. Это доказывает все большее желание людей получить материалы, которые скорее способствуют замене «hightech» на «hightouch». Для «Zwi!ling» мы спроектировали нож, соединены дерево и высококачественна сталь. Технология остается незаметной, искусство состоит в обработке поверхности. Серия ламп  для «Belux», которая соответствует не только актуальным требованиям устойчивости и энергоэкономии, создана из клена. Она вызывает чувство доверия и гармонично фильтрую флуоресцирующий свет, превращая его в теплое, сильное и приятное освещение  в этом случае древесина зарекомендовала себя с лучшей стороны.

 

Итоги

Итак, в каком направлении двигаться дальше? Для ответа социально-экономическим условиям и окружающей среде ключевым словом можно назвать лишь экологическую устойчивость. Принцип «ноль километров» связывает этику с эстетикой и делает архитектора также менеджером жизненного цикла. Он делает ставку не только на экспрессивный язык форм или высокую степень узнаваемости, а на уважение. Уважение соответствующему населенному пункту, в котором должно возникнуть здание, или уважение по отношению к марке, дл которой проектируется продукция. Я охотно вспоминаю в этом месте итальянского писателя Итало Кальвино. В своей незаконченной книге «Шесть предложений для будущего тысячелетия» он рекомендует легкость, быстроту точность, прозрачность, разнообразие. Шестое понятие, одноименное заглавию заключительной лекции, которая по причине его смерти не состоялась, звучало как стойкость. По отношению к древесине как строительному материалу это означает техническую и эстетическую долговечность.

Традиция и инновация, подлинность и этика – понятия которые сопровождают меня во время моей работы, и в будущего больше всего я хотел бы иметь дело с древесиной.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью