Последние публикации

Японские города

Традиционно японские города располагались среди естественных барьеров — рек, заливов, гор, которые не только очерчивали границы, но и изолировали городское пространство гораздо лучше любых стен.

Вокруг участка с традиционным японским домом всегда находится сад, который обозначает границы участка. Сад не скрывает японский дом целиком и не выполняет функцию стены: дом видно, но никогда — полностью. Перед входом в сад невозможно увидеть вход в дом, перед входом в дом не увидишь сидящих на веранде — все это будет скрыто.

То же можно сказать и о самом доме, и о жилых комнатах. Истинное предназначение каждой комнаты всегда скрыто. Одна и та же комната может статьи кухней, и столовой, так как после использования все принадлежности (одежда и утварь) собираются, складываются в ниши, в пол, в шкафчики, а мебель полностью отсутствует. После того как все закрывается и задвигается, комната вновь оказывается пустой.

Особенности пространственного построения жилого дома не позволят просмотреть весь дом насквозь с какой-то одной точки. Существуют жесткие рамки обзора. Линия видения обязательно прервется, натолкнувшись, к примеру, на расписанную фусума или любую другую преграду, непременно установленную для этих целей. Кроме того, в японском доме никогда не сделают анфилады комнат. План традиционной японской жилой архитектуры исключительно зигзагообразный. Движение от комнаты к комнате представляет собой довольно замысловатую траекторию, ведь на пути обязательно встретится большое количество углов, заставляющих сильно отклоняться от прямой линии, постоянно поворачиваться, меняя направление.

За этим кроется глубокий смысл: зигзагообразное разворачивание пространства демонстрирует собой наглядный путь человеческого существования. Если говорить о зонах видимости, то из каждой конкретной комнаты можно увидеть только сад и маленький кусочек другой комнаты, что говорит о хорошо продуманных видовых границах всей традиционной японской архитектуры.

Попробуем сделать вывод. В Японии с древности существует четкая иерархия пространства, иерархия места, влекущие за собой закрытость и определение степени доступности. Чем большую ценность (сакральность) представляет собой объект, тем больше он «закутан», скрыт, а иногда и вовсе недоступен. В японском доме гостя могут пропустить на территорию галереи и именно там будут принимать, угощая чаем.

Более близкий хозяевам человек войдет дальше, вглубь дома, но даже при этом личные комнаты останутся закрытыми (если не для обозрения, то для восприятия — ведь при абсолютной пустоте они похожи друг на друга, безлики, следовательно, нельзя вторгнуться в частную жизнь владельца комнаты). В сакральной архитектуре скрытый от глаз синтоистский храм не раскроется раньше, чем в него войдет посетитель. Крупнейшие и важнейшие святилища не только спрятаны лучше, но и войти внутрь человеку совершенно невозможно (следовательно, они не раскроются перед ним никогда).

Важность потаенного, глубинного подчеркивается в стране на протяжении тысячелетий. Ее может выразить японское понятие «оку», которое можно перевести как «глубина, пространство, скрытое от всех». Существует и много других оттенков этого понятия, но все они отражают любовь японцев к «закутыванию» предмета, желанию его скрыть.

 

Ограждать самые значимые архитектурные объекты японцы научились, не прибегая к возведению физических границ. Японский архитектор, теоретик архитектуры К.Яги называет этот прием «глубоким пространственным перерывом»3, который создается вокруг архитектурного сооружения. Но вполне возможно, что вокруг объекта организуется особое пространство, многократно более насыщенное функциями и смыслами. В основе этих функций лежит подготовка посетителя к проникновению в самую важную часть объекта. Для этого используют различные приемы:

• удлинение пространства (прежде всего чтобы высвободить время, которого должно хватить для создания соответствующего настроя, сосредоточения);

• запутывание пространства (чтобы проинформировать человека о существующей иерархии места);

• высвобождение пространства (создание незаполненного пространства, пространства как такового, которое ценно само по себе — для получения столь важной для японца смысловой паузы, являющейся ключевой при переходе к чему-то новому: разговору, впечатлениям, эмоциям и т.д.).

Присущая разным видам японского искусства «завуалированность» в выражении сущности считается гораздо действеннее «сказанного в лоб». Перенесенный на архитектуру, этот метод обращения к сути вещей показал свою высокую смысловую наполненность, жизнеспособность и эффективность.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью