Последние публикации

Возможные сценарии развития московской агломерации в контексте международного опыта

Отсутствие плана развития Московской агломерации как метрополии глобального уровня остается одним из редких, если не единственным прецедентом такого рода в современной мировой практике градостроительства. К сожалению, территориальное развитие столичного региона в России является пока предметом дискуссии только на уровне субъектов Федерации — то есть столицы и области, интересы которых во многом не совпадают.

На сегодня в форме официальных документов оформились три различных версии о перспективах столичного региона:

• «центробежная»: строительство ЦКАД, рассматриваемой, по нашему мнению, в СТП Московской области как своего рода собственный «стержень» для всей системы расселения области и противовес влиянию на нее Москвы, но без перераспределения населения между столицей и областью.

• «центростремительная», прослеживающаяся в положениях Актуализированного генплана Москвы о росте населения города до 11-14 млн. человек без расширения его границ и необходимости увеличения территорий природного каркаса на периферии города в пределах МКАД как компенсации их сокращения в пригородной зоне.

• «убывающая», предполагающая, согласно проекту Стратегии развития Москвы, переселение 2,5 млн. москвичей в «центры ускоренного развития», предусмотренные СТП области в зоне ЦКАД и на пересечениях основных автомагистралей.

Разнообразие концепций косвенно отражает наступление поворотной точки в развитии Московской агломерации, что также подтверждается следующими фактами:

— более высокими темпами роста населения городов области, расположенных рядом с МКАД, чем самой столицы;

-превышением сегодняшнего уровня обеспеченности жильем в Подмосковье планируемого для Москвы в 2025 году: 27,2 и 24 кв.м на человека соответственно,

-меньшей стоимостью аналогичного жилья в области, чем в Москве;

— очевидной субурбанизацией ряда пригородных направлений области, в первую очередь западного, при одновременном резком сокращении за последнее десятилетие рекреационных территорий в самом городе.

Таким образом через рынок недвижимости проявляется потребность большинства жителей Москвы и области в территориях, сочетающих природный ландшафт, транспортную доступность и разнообразие мест работы с возможностью получения качественного жилья по разумным ценам. А так как пригородная зона обладает наибольшим ресурсом для создания среды с такими качествами, то в среднесрочной перспективе, несмотря на планы по развитию ЦКАД, она будет ареалом столкновения «центробежного» давления со стороны переуплотненной Москвы с «центростремительным» тяготением населения области к большей концентрации объектов обслуживания и приложения труда.

Как показывает опыт других стран, отсутствие в таких случаях специальных мер территориального планирования приводит к хаотическому образованию территорий с низкоплотной застройкой и включениями более плотной среды в виде торговых комплексов, административных центров ранее возникших поселений и зон концентрации разнообразной коммерческой активности на пересечении основных транспортных магистралей, получивших в англоязычной специальной литературе название «urban sprawb. Исходя из сути процесса, этот термин предлагается переводить как «аморфная урбанизация».

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью