Последние публикации

Проблема преадаптации в архитектурном творчестве

Искусство архитектуры и стихия перемен

В условиях меняющегося социума архитектор захвачен стихией перемен, ослеплен ажиотажным спросом на архитектуру. Но, несмотря на тенденцию яркой индивидуализации почерка, в значительной степени он теряет самостоятельность поступка, что объясняется, на мой взгляд, не только отсутствием больших идей и гуманных стратегий в обществе, но недостаточной с ориентированностью в новом непрозрачном социуме. Большинство всплывающих проблем не раскрыто и не проговорено обществом. Часть из них доступна лишь неуловимым интеллектуалам, мышление которых вошло в согласие с необходимым сегодня уровнем культурного знания, с новыми способами действий в радикально меняющемся в мире.

Наблюдению доступны различные формы вовлечения архитектуры в поток «индустрии культуры» в интенсивно коммерциализируемом обществе. При всей помпезности и экстравагантности, при высочайшей технологичности ускоренного исполнения «звездных» проектов, заметно истощение «тем» (то есть осмысленных сюжетов), преобладает навязчивое повторение «зрелищной архитектуры», встраивание «гламурных зон» в корпоративные и развивающиеся города. Запрос на повторение — едва ли не основная черта массового общества, причудливого «общества спектакля», зародившегося в середине XX века.

Термин «общество спектакля» провозглашен Ги Дебором в 1960-е годы. Поворот к всепроникающей коммерциализации, к извлечению прибыли «из воздуха», непрозрачные способы обогащения при общей политике подыгрывания вкусам массовой культуры — вот в чем он видит черты спектакля, понимаемого как лицедейство новых элит. Он считает, что благодаря торжеству новой экономической власти, построенной на сокрытии положения вещей, на спектакле, разыгрываемом вокруг нового типа производства, в обществе рождается некий особый домен — домен чужаков, которому подчинен обычный человек, и домен этот растет, все больше растягиваясь во времени и в пространстве, умножая свои объекты. Вот в чем состоит высочайшая стадия экспансии, которая развернула человеческие потребности против самой человеческой жизни. Потребность в деньгах видится Дебору как вполне реальная потребность, продуцируемая новой коммерческой активностью, но парадокс в том, что это главная и единственная потребность, которую сама же коммерческая активность и выстраивает. Спектакль такого рода распространяется на всю социальную жизнь по принципу, который Гегель понимал как закон денег. Закон денет — это «жизнь того, что само по себе является смертью, движимой лишь внутри себя самой».

Но попробуем уйти от беспросветной перспективы. Мир не стоит на месте, и тот же Гегель видел разумность мира вето развитии. А общество всегда разделяло людей на классы и сословия, на выигравших и проигравших. По-видимому, возможно и другое прочтение метафизики перемен, иная философия, иное мировоззрение.

Сегодня, когда так очевидна высокая степень ответственности архитектора за будущее, целесообразно заглянуть в ящик Пандоры, каковым является современный непредсказуемый социум, ради попытки понять, какие вызовы бросает он архитектуре.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью