Последние публикации

Особенности традиционной иранской архитектуры исламского периода

Стиль и характер того или иного архитектурного проекта определяются, как полагают некоторые ученые, например, американский профессор Вильбер, тремя социальными факторами: потребностями общества, нуждающегося в этом проекте; запросами социальных групп, финансово заинтересованных в реализации проекта; возможностями архитекторов и строителей, выполняющих заказ.

Изучение традиционной иранской архитектуры показывает, как эти три фактора оказывали влияние друг на друга, в результате чего реализовывались проекты. Ученым удается проследить, каким образом в разные периоды истории оказывались востребованными те или иные проекты, отвечающие запросам общества в разных географических зонах страны: пустынных, равнинных, гористых местностях, в районах, прилегающих к морскому побережью. Для более глубокого понимания особенностей иранской традиционной архитектуры необходимо четко представлять себе категоризацию и классификацию архитектурных сооружений разных периодов. Все сооружения могут быть разделены на две основные группы: культовые, которые включают в себя мечети, надгробные памятники, медресе (исламские школы), хосейние, такайа, мосалла (религиозные мусульманские сооружения в маленьком масштабе с меньшей детализацей); гражданские постройки, к которым относятся мосты, дворцы, хамам, базары, крепости, караван-сараи и жилые здания.

Мечеть является основным знаковым градообразующим сооружением, определяющим в той или иной мере облик города. Мечети обычно располагаются в его центре. Здание служит не только местом для молитвы, но и центром образования, местом общения людей и принятия общественных решений. Во времена принятия Ираном ислама мечеть представляла собой довольно простое в плане сооружение. Впоследствии иранские архитекторы вносили изменения и добавления в план в соответствии с традиционными представлениями о культовых сооружениях. Самый древний вариант мечети имеет только один вход, ориентированный на Мекку, позднее был добавлен еще один вход, противоположный, последним по времени появления является план мечети с четырьмя входами.

Этот тип мечети оказал сильное влияние на проектирование других городских сооружений, которые в разной мере стремились приблизиться к образу мечети.

Одной из важнейших характеристик мечети, согласно которой классифицируются эти постройки, являются орнаментальные украшения. Например, в период владычества турок-сельджуков большинство орнаментальных деталей было выполнено из кирпича. Во время правления Ильханидов мечети декорировались росписями по влажной штукатурке, а при Тимуридах и Сефевидах основным способом украшения становится художественная кладка изразцовой плитки. В конце этого периода наблюдается комбинирование различных техник — одновременное использование в качестве декорирования кирпича, росписей и изразцов.

Над могилами известных государственных и религиозных деятелей возводились надгробия. К ним относятся мавзолеи. По мнению иранских архитекторов, слово «мавзолей» происходит от словосочетания «имам-задех» (потомок Пророка). Мавзолеи являются важнейшими религиозными постройками после мечети. В плане мавзолеи могут быть круглыми, прямоугольными (чаще всего квадратными) или октагольными. В основе плана лежит идея о понимании симметрии как воплощения божественной гармонии. Сооружения, как правило, декорировались так же, как и мечети, но дополнительно применялись зеркала. Среди наиболее известных гробниц и мавзолеев можно назвать мавзолей МирХайдара Амоли в Амоле.

Хосейние, такайа, мосалла представляют собой приблизительно одинаковые по назначению культовые сооружения, которые возводились без определенного плана за городом и служили временным местом молений.

Как правило, они не украшались никакими орнаментальными декоративными деталями. С развитием городской цивилизации в Иране наблюдается их перемещение внутрь города на площади, перекрестки или вблизи базара. В качестве примера можно привести хосейние «Амир-чахмах» и «Пахне».

Одной из форм, повлиявших на формирование архитектуры Ирана исламского периода, является базар. Архитектура базара стечением времени усложнялась, появлялись перпендикулярные коридоры, выходящие на близлежащие улицы, длина основных галерей могла достигать километра при ширине прохода от 3 до5 метров. Столбы и стены возводились из камня и кирпича, балки перекрытий были деревянными, иногда встречались кирпичные своды. Пол базара не мостился, так как грунту втрамбовывался шагами посетителей до каменной твердости.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью