Архитектуроведение | Ришесс - строительная компания
Последние публикации

Архитектуроведение

Негативное отношение к утопиям и утопическому мышлению было закреплено в отечественном архитектуроведении А.В.Иконниковым, тем не менее и он не мог обойтись в своих трудах без обращения к этому феномену. Двухтомник «Архитектура XX века» имеет подзаголовок «Утопии и реальность», где понятие утопии уже несет некоторый негативный оттенок. Андрей Владимирович присоединялся к дискуссионному, с моей точки зрения, тезису Карла Ясперса о том, что утопическое «мышление никогда не бывает направлено на диагноз ситуации, оно может служить только руководством к действию. Не согласна я и с положением Иконникова о том, что «утопическое сознание готовило интеллектуальную почву для утилитаризма», а также, что оно «провоцировало архитектурную профессию на противостояние обществу, что подрывало доверие к ней». Думается, последнее положение несет неискоренимые следы марксистско-ленинского сознания, отождествляя общество с государственной властью или недостаточно социологически артикулированным понятием «народ», «трудовые массы». Кардинально противоположную, позитивную по отношению к утопии позицию занимает французский теоретик градостроительства Франсуаза Шоэ. В заключительной главе «Антропология» книги «К антропологии пространства» она уделяет немало внимания анализу эволюции утопии и ее значению в построении, обустройстве и устойчивом саморазвитии территорий в новом тысячелетии. Утопия, считает Шоэ, «касается нас сегодня больше, чем когда бы то ни было».

Имя, изобретенное Томасом Мором, и печатное произведение, вброшенное им в мир в 1516 году, «Утопия» приобрела немедленную и экстраординарную известность.

Напомню схематически форму и тематику «Утопии». В обстоятельном повествовании Мор рассказывает о своей встрече с путешественником Рафаэлем Хитлодеем и о долгой беседе с ним о политике и английском обществе в присутствии гуманиста Пьера Жилеза. А что такое радикальная критика политики и английского общества, как не попытка определить диагноз негативного, что противоречит вышеприведенному тезису Ясперса. В этом рассказе и появляется описание острова Утопия и моделируется общество, которое там обитает. Таким образом, три взаимозависимых рамки — критикуемое реальное общество, описываемое моделируемое общество и моделируемое пространство — конституируют утопию. «Если критика приводит в движение социальную концепцию Утопии, ее построенное пространство есть необходимое средство ее реализации и трансформации плохого общества в хорошее общество», — так оценивает Шоэ моровскую Утопию и именно поэтому утопия остается актуальной и в наши дни.

Конечно, уже Платон в «Законе и Критике» придавал построенному пространству роль стабилизатора, оздоровления поселений и новых обществ, но лишь в качестве дополнительного и вспомогательного средства. Мор впервые в истории культуры провозглашает результативность и реальную ценность моделируемого пространства, а именно городов Утопии. Они идентичны по их плану и по стандартизированной конфигурации улиц, рынков, храмов и домов. «Кто в нем узнает одно, узнает все».

Рационализированное и геометризованное, пространство пытается утвердить равенство всех, обязать каждого занимать свое место и играть свою роль в своем сообществе, утверждая и напоминая о постоянстве в жизни действия институций (семейных, экономических, религиозных), которые и образуют социальную связь.

Выстраиваемое пространство накладывается на пространство природное, игнорируя различия между тем и другим, и на поверхность, по которой оно простирает свое изотропическое расположение — решетку, где можно увидеть предвосхищение технической сети, которая сегодня снова покрывает территории вопреки местным особенностям, природным и культурным. Таким образом, Мор придает моделируемому пространству активную роль в институциализации человеческих обществ, при этом его волнует возможность корректировать и улучшать пространство. А это означает, что текст «Утопии» действует схожим образом и выполняет ту же функцию, что и миф так, как он определен Клодом Леви-Строссом: средство решить символически антиномии, противоречия или конфликтные, немыслимые или безответственные ситуации. «Чтобы понять, почему и как Мор пришел к разработке аналога мифа, нужно снова поместить его труд в дестабилизированный контекст и дестабилизированность эпохи: средневековое европейское общество и его институты стояли, во всяком случае, перед вопросом открытия мира природы, рождения естественных наук, раскрытия относительности культур, расширения индивидуальной свободы». Это «позволило Мору играть одновременно в картинах будущего и прошлого, распознать наступление нового мира, одетого в эпоху двойной моды очарования и скандала, и защитить социальную солидарность и институциональное воспроизводство традиции».

Утопия Мора по-разному оценивалась потомками вплоть до ее отождествления с игрой или шуткой. Шоэ высказывается за серьезную фундаментальность моровской Утопии и утопии вообще: «Ее призвание обнаруживать, отмечать и излагать социальные проблемы, неразрешимые и не сформулированные, не делает ли это утопию видом предварительной рефлексии всех политических обещаний?».

Утопии умножались, следуя сначала в эпоху революции Ренессанса, затем выхода из него, во время индустриальной революции XVIII века. В начале XIX века впервые утопический проект Р.Оуэна был приведен в действие. В 1810-х годах он разработал филантропическую программу улучшения условий жизни рабочих и пытался ее осуществить на прядильной фабрике в Шотландии, где он был управляющим. В 1817 году Оуэн выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества». Утратив богатство антиномий и выдумки, проект Оуэна, как и фаланстер Фурье, были обречены репродуцировать идентичность. Исключая «Новости ниоткуда» (1891) Уильяма Морриса, конец XIX века и первая половина XX века претерпели упадок утопии… Идеальным моделированием окружения занялась теория урбанизма и научно-фантастический рассказ. Среди теорий урбанизма город-сад Эбенезера Говарда — практически единственная сохранившаяся теория, продолжавшая развивать социальность утопии.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью