Последние публикации

Шестые иконниковские чтения

19 января 2009 года состоялись очередные ежегодные иконниковские чтения по проблемам архитектуроведения. Научное собрание открыл Президент РААСН А.П.Кудрявцев, поприветствовав всех участников и пожелав им плодотворной работы в области теории и истории архитектуры, вспомнив Андрея Владимировича Иконникова, глубину и энциклопедичность его научного наследия, неизменность служения архитектуре.

Первый доклад, посвященный миссии архитектурной науки в XXI веке, сделал директор НИИТАГ И.А.Бондаренко. В докладе обосновывается мысль о том, что архитектурная наука должна пронизывать и одухотворять все сферы профессиональной деятельности — от предпроектных изысканий, самых общих концептуальных решений до локальных практических разработок. Для этого ей необходимо соединять в себе широчайший спектр знаний по самым разным гуманитарным и естественным вопросам в привязке их к конкретным территориям и условиям жизни. Важнейшей задачей является развитие фундаментальных архитектурно-градостроительных исследований и их органическое подключение к «большой» академической науке. Это должно исключить как безответственный волюнтаризм, так и примитивную механическую регламентацию проектной деятельности и, в противовес тому, стимулировать появление синергетического эффекта от совместного действия рационального и интуитивного начал в подлинно творческом процессе организации и совершенствования среды жизнедеятельности человека и общества.

Академик Г.В. Есаулов проанализировал явление в истории архитектуры, названное им «третий пласт». Если первый пласт — это архитектура, рожденная в рамках стилевого профессионального творчества, второй пласт — народное зодчество, то третий пласт возникает как архитектура без архитектора. Рассматривая архитектуру Юга России XX века, исследователь делает вывод о взаимосвязи этого явления с общественной оценкой архитектуры. Наибольшее распространение третий пласт получил в периоды строительного бума в 1900-1910-е годы, а также в 1990-2000-е в виде самостроя. Девяностые годы XX века стали временем обращения многих слоев населения к созданию интерьеров собственных жилищ, во многом заменив в этой сфере профессионалов. Позднее эта замена трансформировалась от партисипации в архитектурном проектировании к диктату заказчика в архитектуре первого пласта.

Доклад И.А.Азизян «Вертикаль и горизонталь в социальном измерении архитектуры, или Не вернуться ли утопии?» отвечал задуманной отделом теории стержневой социокультурной проблематике этих чтений. Суть доклада в необходимости перехода от дальнейшего нарастания (в том числе по вертикали) и уплотнения градостроительной ткани метрополий и крупнейших городов к всемерному развитию регионов и территорий, обустройству всей нашей столь мало урбанизированной страны. Солидаризируясь с известным теоретиком градостроительства Франсуазой Шоэ и пропагандируя вслед за ней опыт территориального устойчивого саморазвития ряда итальянских регионов севера и юга под руководством профессора флорентийского университета Альберто Маньячи, автор предлагает вернуть в архитектурно-градостроительное и территориальное проектирование три взаимосвязанные рамки утопии: критику социально-пространственных реалий, моделирование социальных отношений и моделирование пространства их развертывания и реализации.

Доклад И.А.Добрицыной «Непрозрачный социум XXI века. Проблема преадаптации в архитектурном творчестве» показал, что архитектор XXI века при, казалось бы, благоприятной ситуации высокого спроса на его продукцию в значительной степени теряет сегодня самостоятельность поступка. Целесообразно поэтому заглянуть в ящик Пандоры, каковым является современный непредсказуемый социум, ради попытки понять, какие вызовы бросает он архитектуре. Специфически необратимые изменения общественного устройства, имеющие планетарный масштаб, по-видимому, требуют поиска новых аспектов архитектурного творчества, позволяющих соотносить его не только с созданием зрелищно эффектных произведений, столь интенсивно запрашиваемых сегодня, но и с профессионально компетентной концептуальной разведкой ближайшего будущего — со своего рода стратегией преадаптации, совпадающей с алгоритмом действий нового поколения людей.

Настоящим подарком участникам чтений стал прекрасно иллюстрированный доклад Е.И.Кириченко«Не-известный шедевр Федора Шехтеля», посвященный неведомому специалистам, единственному сохранившемуся интерьеру церкви Пимена в Воротниковском переулке в Москве, созданному зодчим в 1897 году. В нем все росписи, иконостасы, мебель, утварь сделаны по проекту Шехтеля. Роспись является воссозданием за год до этого освященных стенописей Владимирского собора в Киеве, ставших после начинания Шехтеля наряду с росписями Храма Христа Спасителя наиболее часто повторяемым образцом.

В докладе Н.П.Крайней «К новым поискам социальных начал в градостроительном формообразовании» на примере проектов новых градостроительных образований в агломерациях крупнейших городов России рассмотрены два взаимосвязанных явления современной архитектуры и градостроительства. Первое — целенаправленный поиск форм планировки и застройки, способствующих обретению городской средой качеств социальности: дружелюбия, общежительности, толерантности различных групп и слоев населения. Второе, более общее явление — активизация позиции, согласно которой крупное градостроительное образование рассматривается как объект архитектурного формотворчества (в противовес, дополнение парадигмы инерционного «естественного» развития и ведущей роли «контекста»), но на новой методологической основе интеграции устойчивых черт наиболее ярких градостроительных эпох. Предложенные решения можно рассматривать как новую архитектурно-градостроительную утопию «города вне города», отразившую острую потребность общества в городской среде, несущей всю полноту ее зрелого состояния, но избавленную от перегрузок мегаполиса.

«Архитектоника «большого времени»: читая книгу А.В.Иконникова «Архитектура и история»» — так озаглавил свое выступление Ю.П.Волчок, сосредоточив внимание на особенности профессионального мышления А.В.Иконникова, которая позволяла ему преодолеть типологическую ограниченность трактовки архитектуры как искусства только пространственного. Пространственно-временное единство архитектуры стало основанием и миропонимания, и методологии архитектуроведческого анализа и синтеза. Реконструируя через хронотропное мировосприятие построение и содержательный контекст (от художественной литературы до фундаментального естествознания) его книги «Архитектура и история» (1993), докладчик показал: Андрей Владимирович сделал все необходимое для сохранения преемственности и прогнозирования возможности реализации концепции возрождения архитектуроведения как «срединного» места в гуманитарной науке в целом.

Г. А. Птичникова (Волгоград) сосредоточила свое внимание на некоторых эффектах глобализации в архитектуре российских городов, показав, тем не менее, на преобладание региональных черт развития в этом процессе.

Т. А. Смолицкая рассказала о школе В.А.Лаврова, к которой она принадлежит, и его вкладе в теорию культурного ландшафта изменившегося города. Известный архитектор, видный теоретик градостроительства второй половины XX века В.А.Лавров внес в отечественную науку огромный вклад, касающийся проблемы реконструкции крупных городов. Исследуя качественно новые пути развития исторических городов в системах населенных мест, сопровождающиеся преобразованием всех городских элементов как взаимосвязанных архитектурно-пространственных, инженерно-транспортных и других инфраструктур, зодчий предопределял необходимость функционального зонирования территории города с учетом его места в системе расселения. В научных разработках в соавторстве с К.Ф.Князевым особое место отводилось исследованиям вопросов сохранения памятников архитектуры и культуры, градостроительных ансамблей, памятников садово-паркового искусства и органического включения их в новую застройку с установлением для них охранных зон и зон регулирования застройки. Одним из важнейших результатов исследований Лаврова явилось обоснование концепции формирования групповых систем населенных мест как наиболее прогрессивной формы перспективного расселения. Основным постулатом градостроительного искусства В.А.Лаврова, открывшим путь к новым научным исследованиям, было преобразование планировочной структуры исторически сложившегося города по мере его роста. Немаловажную роль в этом явлении культуры играет культурный ландшафт.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью