Последние публикации

Подготовка кадров градостроителей: проблемы и перспективы

Градостроительство России как никогда прежде нуждается в высокопрофессиональных кадрах. Сегодня градостроительная деятельность в условиях выхода из кризисной ситуации и повышения ответственности при решении социально-экономических задач, территориального планирования, благоустройства, обеспечения экологического комфорта среды обитания требует специалистов многих смежных областей деятельности — инженеров, транспортников, экологов, экономистов, социологов, экономистов-географов, земелыдиков и т.д.

Для того чтобы началась подготовка градостроителей в России, потребовалось несколько лет, хотя открыто никто не возражал против того, что стране нужны специалисты-градостроители. Впервые вопрос о необходимости подготовки специалистов в области градостроительства был всесторонне рассмотрен и научно обоснован в работе над Национальной доктриной градостроительства России еще в 1996 году. Работа велась в Российской академии архитектуры и строительных наук в сотрудничестве со специалистами Союза архитекторов России и Госстроя России. Концепция доктрины была изложена на Общем собрании РААСН в Санкт-Петербурге в 2000 году и получила одобрение академического сообщества.

В доктрине говорилось, что для преодоления кризисной ситуации непригодны привычные алгоритмы той градостроительной политики, что десятилетиями складывалась в совершенно иных условиях развития нашего общества. России жизненно необходима, отмечалось в доктрине, новая градостроительная концепция, отвечающая новым социальным и общественным приоритетам, научно-техническому развитию страны — не только на переходный период, но и на всю обозримую перспективу XXI века. Для реализации поставленной цели, естественно, требовались высокопрофессиональные кадры ученых и практиков в области градостроительства.

В 2005 году в Воронеже на сессии Общего собрания РААСН, научная часть которой была посвящена вопросам непрерывного архитектурно-строительного образования, была высказана серьезная озабоченность, связанная с отсутствием в нашей стране — с ее 1092 городами, 2000 поселениями городского типа, 150 тысячами сельских поселений — специалистов-градостроителей. Отмечалось, что в таких странах, как США, Англия, Франция специальность «градостроительство» под разными наименованиями — «урбанистика», «городское планирование», «территориальное планирование»- выделена в отдельное направление.

У нас в стране специальность «градостроитель» даже не была внесена в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов. Поэтому президент РААСН академик А.П.Кудрявцев обратился к министру труда и социального развития РФ, в чьем ведении тогда был справочник, с предложением ввести в издание специальность «градостроитель», обосновывая это тем, что специалисты-градостроители необходимы для реализации градостроительной политики в различных сферах управления и практической деятельности в новых социально-экономических условиях развития нашего общества.

В письме министру говорилось, что Российская академия архитектуры и строительных наук, Госстрой России, Координационный совет по взаимодействию с ведущими российскими вузами архитектуры и строительства, разделяя озабоченность состоянием градостроительной деятельности в стране и отсутствием современной, отвечающей потребностям России системы подготовки квалифицированных кадров в области градостроительства, сочли актуальным и необходимым создание специальности «градостроительство».

Не один год ушел на переписку с Министерством образования и науки России по вопросу включения нового направления «Градостроительство» в рамках существующей группы «Архитектура и строительство». То Межведомственный экспертный совет по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Минобрнауки России, который должен рассматривать вопросы создания новых направлений подготовки и специальностей, приостановил свою работу в связи с проводимой административной реформой, то просто не приходили ответы.

Наконец было составлено письмо о необходимости подготовки в России специалистов в области градостроительства с проектом стандарта специальности «Градостроительство» на имя тогда еще первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. Ответ не заставил себя долго ждать. На имя А.П.Кудрявцева как председателя Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области архитектуры и президента РААСН пришло письмо из Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России, в котором говорилось: «В связи с решением, принятым на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 26 июня 2007 года, Минобрнауки России поручено принять необходимые меры по совершенствованию подготовки кадров в сфере градостроительной деятельности, в том числе предусмотреть расширение направлений подготовки в рамках уровневой системы высшего профессионального образования и программ повышения квалификации специалистов, а также обеспечить соответствующее уточнение государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ». В письме высказывалась просьба представить проект государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров и магистров «Архитектура», в котором были бы предусмотрены вопросы совершенствования подготовки кадров в области градостроительства, а также разработать предложения по внесению в действующие примерные учебные планы и программы соответствующих уточнений. Считаем целесообразным, говорилось далее, разработать проект государственных требований к дополнительной профессиональной образовательной программе с присвоением квалификации «градостроитель» для лиц, имеющих высшее строительное или архитектурное образование, и представить его в Департамент в установленном порядке.

Для выполнения просьбы Минобрнауки России в РААСН была создана комиссия с привлечением представителей МАрхИ, Союза архитекторов России, Росстроя и МГСУ. Комиссией был разработан проект стандарта по специальности «Градостроительство», который был представлен в Министерство и тут же утвержден приказом №265 от 27 сентября 2007 года.

Итак, свершилось то, чего мы так настойчиво добивались: в сфере профессионального высшего образования появилась специальность «градостроитель», и следом за этим возникли проблемы: где учить будущих градостроителей? Кто будет учить? Чему учить и как организовать учебный процесс? Сразу возникла задача создания системы учебных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Градостроительство», задача обеспечения студентов и слушателей курсов повышения квалификации учебниками, учебными пособиями, необходимой литературой по различным специальностям в сфере градостроительной деятельности.

Сегодня эти проблемы начали обсуждаться в среде специалистов, и ответы на возникшие вопросы носят еще дискуссионный характер. Например, на вопрос «где готовить градостроителей?» руководитель Южно-российского градостроительного центра, советник РААСН Ю. Н. Трухачев отвечает так: готовить будущих градостроителей следует в архитектурных вузах. Поскольку профессия градостроителя комплексная, использует много смежных специальностей, то и готовить «смежников» следует в одном институте — архитектурном, с развитыми кафедрами по градостроительству. Член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры А. Л. Гельфонд из Нижнего Новгорода также считает, что процесс обучения и повышения квалификации специалистов в сфере градостроительной деятельности целесообразно организовать в архитектурно-строительных вузах, где есть все специальности, направления и профили. С этим можно согласиться, так как во многих архитектурно-строительных вузах успешно функционируют кафедры градостроительства, которые могут стать учебно-методическими центрами по подготовке градостроителей в своих вузах. В то же время сегодня создаются федеральные и национальные университеты, которым под силу обеспечить необходимую материально-техническую базу и организовать подготовку градостроителей, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку по направлению «Градостроительство».

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью