Искусный мастер в архитектуре | Ришесс - строительная компания
Последние публикации

Искусный мастер в архитектуре

В традиционной культуре искусство отнюдь не противопоставлялось науке. Искусный мастер — тот, кто владеет необходимыми профессиональными знаниями и умениями, кто обучен «хитростям» своего ремесла. То есть мастер — это «ученый» человек, посвященный в те мистические и практические секреты, без которых невозможно правильное, искусное творение в области таких практических искусств, как поварское, швейное, сапожное, ораторское, танцевальное, военное, медицинское. Архитектура выросла из строительного искусства. В древности люди строили не как кому захочется, а как должно, как завещали предки, в чин и подобие, есть по традиционной науке, по священным правилам и обычаям, которые надо было знать, чтить и блюсти.

В Новое время возникли и возобладали сомнения в истинности такой науки. Стала формироваться новая светская наука, очень скептически и воинственно настроенная против прежней, попавшей в разряд суеверий. И вся культура потеряла свою изначальную синкретическую целостность. Научная и художественная сферы деятельности разъединились и стали противопоставляться друг другу. При этом произошло заметное внутреннее раскрепощение и этих сфер, и самого образа жизни, и мироощущения общества и каждого человека в отдельности.

Не надо осуждать эту нарастающую свободу субъективного волеизъявления — в ней, несомненно, есть мудрость. Но можно попытаться умерить силу центробежных тенденций, реабилитируя значимость объединяющих и гармонизирующих начал мира. Исходный синкретизм утрачен, однако возможен синтез распавшихся элементов.

Чтобы согласиться с этим утверждением, надо обратить внимание на два аспекта свободы волеизъявления. Мы не знаем конечной истины и потому не можем достичь абсолютной гармонии в этой жизни. Мир движется во времени, которое еще не истекло. Свобода нужна для интуитивных прозрений, творческих открытий, для осуществления движения к лучшему будущему. Но одно дело — стремление к позитивным достижениям, к обретению нового порядка, другое — игра в беспорядок, ниспровержение устоев, свобода выражения нигилистических настроений.

Свободу надо ограничивать во имя обуздания бушующих стихий. Ветер нужен, чтобы надувать паруса, но не переворачивать судно, огонь должен согревать, но не испепелять, вода должна поить, но не затапливать и т.п. В том и состоит миссия науки, чтобы действовать разумно и управлять миром.

Предвижу возражение: нельзя абсолютизировать рационализм, тем более в гуманитарной и художественной сфере. Это совершенно верно, и я отнюдь не хочу призывать к примитивной рационализации нашей жизни. Главное — не противопоставлять разум чувству и интуиции. Моя идея состоит как раз в другом, в том, что пришло время новой науки, которая способна охватывать и вбирать в себя как рациональное, так и иррациональное начала. Действительно, даже в точных науках стала осознаваться неточность аксиом, применяемых лишь в качестве огрубленных схем. Во всех фактах, аргументах, постулатах есть некоторая зыбкость, неустойчивость, изменчивость во времени. Современная наука вынуждена ставить и решать задачи со множеством неизвестных. Все течет, все изменяется, очевидное становится невероятным, а невероятное — очевидным. Пристальный интерес ученых стали вызывать хаотические процессы, случайности, нелинейные зависимости, моменты перехода статических состояний в динамические, когда как бы оживает нечто мертвое, когда неорганическая материя превращается в органическую. Многое обещает углубленное изучение высшей нервной деятельности, психологии, интуиции, биоэнергетики человека, животных и растений.

К такого рода естественным наукам все более тесно примыкают гуманитарные. Если раньше гуманитарные науки как неточные отодвигались на второй план, то теперь появились основания для их возвышения. Известны напористые попытки внедрить количественные методы в измерение результатов художественных явлений. Они исходили из убеждения в том, что отсталую науку надо подтягивать к передовой — точной. Ничего из этого не вышло. Теперь становится понятно, что суть дела состоит не в количественных, а в качественных показателях. И гуманитарные исследования в этом отношении обладают большей проницательностью, тонкостью, а значит, и точностью своих результирующих оценок.

Именно в гуманитарной сфере наука теснее всего смыкается с художественным творчеством, с концепциями проектных поисков, с тайнами искусства. Историко-теоретические исследования в области архитектуры, искусства, культуры воздействуют на творческое мышление, во многом формируют и направляют его. Можно назвать эту область философией профессии, встраиваемой в общую философию.

А. Г. Раппапорт считает нужным отделять философию от науки на том основании, что последняя характеризуется наличием строгих объективных систем доказательств, а первая строится в большей мере на субъективно принимаемых постулатах, подобных догматам веры. Согласен, что философия может сближаться с религией. Но субъективное начало в ней, как и в религии, отнюдь не самоцель. Любовь к мудрости устремлена к объективной истине. Укрепление веры в истину нуждается в обретении убедительных свидетельств и логических доказательств.

Если Творец — Логос, то и все сотворенное им логично. Законы логики объективны и универсальны, хотя и непонятны нам до конца. Также как и законы красоты, по которым строится мир, при всей их таинственной «неудобопостижимости», по выражению одного из отцов церкви.

Дело идет, как мне кажется, к единению наук и искусств, к устранению антагонизмов между ними (при сохранении специализаций). Недаром все больше ценятся междисциплинарные работы. Именно на стыках, в межах рождается новое. Наука может и должна действовать заодно с творчеством, которое становится от этого более утонченным, интеллектуальным и ответственным. Мы вправе ждать в таком случае синергетического эффекта, порождающего высокие творения, Искусство с большой буквы.

Всем нам — естественникам и гуманитариям, теоретикам и практикам надо настраиваться на решение общей задачи создания природосообразной и высококультурной жизненной среды. Главное, чтобы вектор общих усилий был нацелен на благо. Изучая хаос, бесформенное, катастрофы, надо помнить, что наша цель не поклоняться им и не допускать их, а, постигнув их секреты, научиться обуздывать их, управлять динамическими процессами, в том числе ядерной реакцией (о чем давно мечтают физики). Свобода должна иметь рамки, нужны мораль, благоразумие, благородство — только тогда возникает культура. Но порядок не должен быть примитивным и подавляющим. Никто не вправе монополизировать знание истины в последней инстанции. Система должна быть открытой, обеспечивающей богатство возможностей и свободу выбора. Задача состоит не в установлении единой точки зрения, а в обеспечении свободного, мирного сосуществования разных, в том числе находящихся в меньшинстве. Когда каждый может найти свой аспект, сказать свое слово, общее зрение становится объемным. Надо помнить, что великое вырастает из малого.

Речь идет о единстве не абсолютном, а относительном, многомерном, многозначном, непрямолинейном. В том и состоит миссия современной науки, чтобы обеспечивать многоаспектный, перекрестный анализ происходящего и проектируемого, осуществлять некий челночный мониторинг хода созидания, осмысления и переосмысления картины мира. В зависимости от предметов исследования наука эта неизбежно оказывается разных жанров, степеней точности и доказательности. Тем самым она приобретает способность мягко и органично перетекать или перерастать из естественной в гуманитарную и наоборот. Смягчаются грани и возникают связующие переходные ступени между высокой теорией, эмпирической наукой, техническими разработками и интуитивными суждениями, творческой и обыденной практической деятельностью, простым житейским опытом. И все это вместе взятое пребывает в подвижном, пульсирующем, как бы полифоническом многовекторно-нелинейном состоянии.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью