Последние публикации

Художественная интерпретация мира

Художественная интерпретация мираХудожественная интерпретация мира всегда затрагивала философские проблемы материи и духа, жизни и смерти, добра и зла, гармонии и хаоса. Человечество упорно искало разгадку бытия, оно стремилось познать космос, понять тайны бесконечного пространства и нескончаемого времени. В структуре архитектурных сооружений, в трактовке искусственного пространства, в последовательности движения посетителя, в символике орнаментальных и тематических рельефов получала косвенное отражение сложившаяся картина о существовании материи во времени и пространстве.

Своеобразный образ мироздания можно наблюдать в постройках буддийского культа — ступах, которые предназначались для хранения священных реликвий Будды и религиозных обрядов. Огромная каменная полусфера, окруженная кольцами ограды с воротами, ориентированными строго на четыре стороны света, легко ассоциируется с образом идеализированной вселенной.

Древние индийские мастера умело используют пластические средства для раскрытия содержания каменной поэмы бытия — легендарной жизни Будды. Мир символических образов и поучительных наставлений воплощен в конкретные, почерпнутые из действительности формы.

Принцип формообразования, взаимосвязи элементов структуры носит декоративный символический характер. Эмоционально-семантическое начало господствует над конструктивно-тектоническим. Тематическая пластика преобладает над структурной, придавая индивидуальные черты архитектуре.

Именно в ведущей роли тематической пластики, в контрасте лаконичной пластики объема и изощренности сюжетного рельефа при ограниченной роли орнаментальной пластики выступают характерные стилевые черты архитектуры Индии. Пластическое начало древнего индийского зодчества определяет его национальное своеобразие.

Другую картину мы наблюдаем в архитектуре древнего Египта, также связанной с космологическими представлениями и иерархической структурой общества, но пластическое выражение основополагающих идей страны фараонов иное. В величественных сооружениях Древнего царства (2800-2400 гг. до н. э.) господствует лаконизм геометрических простых форм, возведенных до степени символа. Гипертрофированная масса преобладает в объемной пластике, каменная поверхность подчиняет рельеф.

Одна из первых громадных пирамид фараона Джосера (около 2780 г. до н. э.) иллюстрирует взаимосвязь между идеологическими концепциями мироустройства и архитектурной пластикой. Словно вырастая из земли, подымаются огромные уступы усыпальницы фараона.

Квадратные в плане каменные пласты с наклонными гранями, строго ориентированными по странам света, производят впечатление необычайной устойчивости, вечности. Земной мир воспринимался египтянами сквозь мифологическую пелену, как кратковременный этап к вечной жизни. Вполне понятно, что создавались скульптурные двойники мумии, а гробницы строились на века и приобретали незыблемые, статичные формы.

Вторым идеологическим фактором в образной характеристике гробниц была строгая классовая иерархия древнеегипетского общества. Социальная пирамида Древнего царства опиралась на рабов и завершалась фараонами. Эта общественная структура и ее образное выражение зафиксированы в древнеегипетском тексте, передающем ответ жреца на вопрос фараона Снофру: какой ему построить себе памятник?

«Начерти, государь, на земле квадрат и положи на него шесть миллионов неотесанных камней — они представляют собой народ. На этот слой положи 60 тысяч обтесанных камней — это твои низшие служащие.

Сверху положи шесть тысяч полированных камней — это высшие чиновники. На них положи 60 камней, покрытых резьбой, — это твои ближайшие советники и полководцы.

А на самый верх водрузи один камень с золотым изображением солнца — это и будешь ты сам».

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью