Последние публикации

Взаимосвязь архитектурной пластики и основополагающих средств композиции

Взаимосвязь архитектурной пластики и основополагающих средств композицииДля того чтобы связать более органично средства архитектурной композиции с содержательной стороной произведения, его художественной направленностью, композиционные средства приведены в условную систему исходя из сущностных свойств и семантических возможностей. Выясняя эстетические качества конкретного здания, мы, в первую очередь, оцениваем его объемно-пространственную структуру, поскольку целью архитектуры является создание искусственной среды — «второй природы», по выражению К. Маркса, предназначенной для жизни и деятельности общества. Но архитектурное пространство немыслимо без ограждающих поверхностей, и его восприятие осуществляется благодаря наличию материальной оболочки. Следовательно, материалом для него служит пластическая ограничительная форма, которая обладает определенными параметрами и массой.

Поэтому такая большая роль в композиции придается изучению абстрагированной формы, которая является составной частью образного языка. Один и тот же параллелепипед в зависимости от положения в пространстве может производить впечатление устойчивости и неустойчивости.

Геометрическая форма может восприниматься как статичная (куб) и динамичная (пирамида). В зависимости от материала, фактуры, цвета она кажется более тяжелой или легкой.

Пластическая форма как бы несет первичное смысловое содержание. Более существенную роль в воздействии на наши эмоции оказывают композиционные закономерности. Нас восхищает внутренний порядок, сопутствующий гармоничному единству формы и содержания.

Мы воспринимаем музыкальность убывающего или возрастающего ритма высотных сооружений, с раздражением реагируем на нарушение пропорционального строя. Способность сопереживания как бы приобщает зрителя к творческому процессу. «Любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение есть в то же время интуиция, любое наблюдение — также и творчество».

Очевидно, не все средства композиции при их использовании в одинаковой степени и направлении оказывают влияние на наши чувства и образ мышления. Прежде всего есть такие закономерности, которые в равной степени используются в зодчестве, ваянии и живописи.

И архитектор, и скульптор, и художник в своих творениях применяют законы ритма, симметрию, контраст, пропорции. Но есть композиционные закономерности, присущие, в первую очередь, зодчеству: это тектоника, архитектурный масштаб.

Следует выделить способ иерархического соподчинения элементов объемно-пространственной структуры, который в архитектуре имеет свою специфику. Проблема главного и второстепенного определяет в архитектуре существенные стороны художественного мировоззрения автора, т. е. то, что мастер считает основным в своем произведении: организацию производственных или бытовых процессов, технологичность индустриальных форм, новизну и смелость конструктивного решения или силу художественной экспрессии. Поставим в основу предлагаемой системы распределения композиционных средств закономерности, связанные с принципиальными вопросами творчества, его направленности и назовем их основополагающими.

К ним отнесем иерархическое соподчинение (главное и второстепенное), тектонику и архитектурный масштаб.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью