Последние публикации

Технический прогресс и пластическая информация

Технический прогресс и пластическая информацияТесная связь пластической оболочки с материальной плотью здания получила свое отражение в тектонике. В тектонике наиболее прямолинейно в образной форме выявляется инженерная мысль эпохи. Все крупные успехи строительной техники так или иначе воздействовали на решение внутреннего пространства и получали свое выражение в архитектурной пластике. Римские сводчатые конструкции, крестово-купольная система Византии, готический каменный каркас обладали своей пластической формой, вырабатывали свой пластический язык.

Сменивший феодальное общество капитализм с его отношениями «бессердечного чистогана» выдвинул на первый план практический рационализм, опирающийся на реальное восприятие мира. Инженеры принимаются за поиски новых конструкций, которые позволяли бы перекрывать большие пролеты, необходимые промышленности, обеспечивали бы экономичность и быстроту возведения построек, а архитекторы в своем большинстве были заняты выбором форм различных стилей, удовлетворяли бы заказчика. Словно стыдясь проникновения в «чистое искусство» прозаического железа, металлические купола закрываются подвесными потолками с фальшивыми кессонами и роскошными лепными розетками, чугунным стойкам придается реабилитирующая их форма коринфских колонн.

Пластическая информация теряет свое органическое единство и приобретает двойственный характер. Промышленная революция распахнула двери техническому прогрессу, который устремился вперед, а архитектура словно остановилась и даже начала оглядываться назад. Инженеры смотрели в будущее, а архитекторы в прошлое.

Инженеры вдохновлялись жизнью, а архитекторы черпали образы в истории. Техническая мысль не гнушалась утилитарностью своей продукции, достижения науки и техники заслоняли пороки социального строя, а художественная мысль не могла примириться с убожеством окружающей действительности и искала идеалы в романтизированном прошлом. Техника выступала в своей неприкрытой конструктивной наготе, а архитектура надевала маскарадные костюмы.

Архитектуре под влиянием роста рабочего движения и революционных событий предопределялась большая социальная роль в формировании общественных отношений. Установки на назначение архитектуры на Западе и в имели разные социально-политические основы.

Западноевропейская архитектура стояла на утопических представлениях разумной организации общества средствами новейшей строительной техники, но не имела реальных условий для этого. Архитекторов Страны Советов, несмотря на трудности первых лет после Октябрьской революции, окрыляла мечта создания пролетарской архитектуры, которая активно участвовала бы в создании светлого будущего человечества, художественное содержание архитектурных произведений было одухотворено высокими гуманистическими идеалами. Этим объясняется и тот факт, что при сходстве форм архитектурного языка содержание, информация «новой» и «пролетарской» архитектуры резко отличаются.

Характерно в этом отношении сравнение двух проектов общественных зданий, выполненных Ле Корбюзье (дом Центросоюза) и братьями Л. и А. Весниными (Центральный телеграф). Дом Центросоюза (1928 г.) на ул. Кирова типичный пример «новой архитектуры», воплощающий теоретические принципы Ле Корбюзье.

Проект здания Центрального телеграфа и радиоузла (1925 г.) — не менее яркий пример советского конструктивизма. В те годы теоретические платформы Ле Корбюзье и ОСА, где председательствовал А. Веснин, во многом были близки.

Планы обоих зданий исходили из принципов целесообразной функциональной организации планировочной системы. Братья Веснины ставили задачу: «…создать такую систему расположения всех требуемых программой помещений, чтобы была полная возможность построить данное производство по методу научной организации труда».

Основной восьмиэтажный объем Дома Центросоюза был расположен на столбах. Три параллелепипеда, в которых размещены однотипные помещения, ограничивают индивидуально трактованные вестибюль и залы. Жесткие геометрические формы со стандартными элементами контрастируют с мягкими пластическими очертаниями пандусов и зала.

Все логично, технически обоснованно. Выразительность достигается противопоставлением стеклянных плоскостей и глухих торцов, сплошного остекления и небольших оконных проемов, прямых углов и плавных кривых, массы и пространства. И все-таки здание лишено человеческого тепла, в нем отсутствует высокая общечеловеческая идея, способная захватить нас.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью