Последние публикации

Тектоника античного ордера и его информационные возможности

Тектоника античного ордера и его информационные возможностиХарактер работы и напряжений каменной стоечно-балочной конструкции получил предельно яркое пластическое выражение в античных ордерах. Это — классический образец тектонической информации, который на протяжении более двух тысячелетий сохраняет свои образные свойства. Колонна превратилась в общепонятный знак — символ сжатой под тяжестью стойки.

Поэтому проследим способности архитектурной пластики информировать о тектонике сооружения на примерах использования ордера в разные эпохи; рассмотрим широкие информационные возможности ордерных форм, их интернациональный характер; проанализируем многообразные связи ордера с мировоззрением и художественными концепциями своего времени. Характерно сравнение информации, заложенной египетскими и греческими зодчими в стоечно-балочную каменную конструкцию. Египетская колонна в изобразительно-символических формах отражала религиозно-мифологические представления о неземном мире, а греческий ордер выражал тектонические представления о реальном мире, о законах тяжести, об устойчивости каменной стойки и балки.

Это связано с архитектоническим характером восприятия древних эллинов. В основе греческого архитектурного формообразования лежат материалистические основы философии, а не образные представления о загробном мире.

Понимание космоса как прекрасного миростроения, созданного из противоположных начал, гармония которого построена на соразмерности, оказывало влияние на построение микромира. Соответственно гармония ордеров является результатом соразмерности всех величин одной — модулю.

Количественные отношения, согласование частей между собою и с целым приобретают качественную характеристику, входящую в оценку красоты. Даже отдельные числа наделялись смысловым значением и, что особенно важно для понимания контактов математики с архитектурой, связывались с осмыслением пространства и целостностью пространственных формообразований. «По представлениям пифагорейцев, число имеет пространственный характер: единица соответствует точке; двоица (две точки) определяет путь движения точки, образующей прямую; триада (три точки) определяет плоскость — путь движения линии и, наконец, четверика отмечает вершины объемного тела (тетраэдра)».

Триада считалась первым совершенным числом, так как представляла гармонию противоположных начал: нечетного и четного и отражала процесс развития: начало, середина и конец. Тройственность как закон жизни находит прямое отражение в структуре ордера, где преобладает трехчастное деление. Наглядно проявляется гармония противоположных начал и в принципах архитектурного формообразования.

В ордерах большие формы чередуются с малыми, прямолинейные обломы с криволинейными, вертикальные членения с горизонтальными. Даже наличие двух основных архитектурных школ — дорической и ионической отражает диалектическое понимание мира как единства противоположностей.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью