Последние публикации

Строительство Софийского собора в Киеве в начале XI в

Строительство Софийского собора в Киеве в начале XI вСтроительство Софийского собора в Киеве в начале XI в. не просто свидетельство распространения христианства на Руси или дань князя Ярослава Мудрого «во спасение своей души», это акт огромной государственной важности. Крупнейший собор Киева возводится в период борьбы Ярослава за укрепление единой древнерусской державы, в сложное время попыток освобождения от религиозно-идеологической опеки Византии. Грандиозное сооружение — «Русская метрополия» — должна была отражать как общегосударственные, патриотические в своей основе идеи, так и узкоклассовые — утверждение прав великого князя на роль земного владыки.

С образом Софии у людей того времени, знавших богословие, связывалось много ассоциативных представлений. Остановимся на тех, которые могут помочь раскрыть смысл архитектурной информации.

Это прежде всего толкование Софии как «Премудрости». Библейским символом премудрости был разумно организованный «дом», понимаемый в самом широком смысле — от космологических представлений до домашнего порядка. Очевидно, что Ярослав, который, прозванный «Мудрым», возводя храм «Премудрости», как бы иносказательно говорил о необходимости создания единого, крепкого государства, упорядоченного человеческого космоса, с разумно устроенными общественными отношениями, сильного своей сплоченностью и организацией противопоставленного языческому хаосу с разрозненными враждующими племенами.

Храм в религиозно-философском представлении был микрокосмом и макрочеловеком, где все взаимосвязано, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нем судьбы человека. Мышление с помощью образов, символов характерно для Средневековья. Основой упорядоченного, разумного церковного и государственного «дома» считалась иерархия — строгий порядок подчинения низших высшему.

Принцип соподчиненности характерен и для объемно-пространственной структуры храма Софии в Киеве. Центром — главой храма — является центральный барабан с куполом, ему подчинены все остальные объемы. Уступчатый силуэт как иерархическая лестница подымается вверх к вершине — главному куполу.

Идея соподчиненности проходит красной нитью по всей структуре храма: второстепенные купола меньше и ниже главного, боковые апсиды проще и не такие большие, как центральная, среднее прясло стены с входом шире и выше остальных. Соответственно и пластический декор, его эмоциональная выразительность подчинены иерархическому принципу.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью