Последние публикации

Собор Троицкого монастыря

Собор Троицкого монастыряСобор Троицкого монастыря приземлен, он лишен величественной недоступности «божьего дома», духовной приподнятости над обыденной жизнью. Главный храм Троицкой обители резко отличается своим нарядным пластическим убором от монументальных соборов XVI в., чему в немалой степени способствует мелкий архитектурный масштаб. Кубический основной части храма — четверик, сплошь покрытый кирпичным узорочьем, увенчанный двумя рядами килевидных закомар, потерял былую величавость. Общая живописность объема храма дополняется сильно вынесенными вперед низкими апсидами и пристроенной с юга галереей, на которую ведет крыльцо, перекрытое кирпичным шатром.

Хоромный облик крыльца, небольшие наличники окон апсид, мелкий масштаб деталей, нарядность, напоминающая произведения народного искусства, придают монастырскому собору светские черты. На своем языке зодчество XVII в. отражает острую борьбу «дольнего» и «горнего» в искусстве Руси. Подобно «житейским письмам» в иконописи, в архитектуре тоже проявляются «бытейские» вкусы, торжественную строгость, приличествующую божьим храмам, сменяет народная праздничность и красочность.

Широкая трехчастная полоса богатого карниза, занимающего почти треть высоты собора, поражает не только пластическим богатством, но и разнообразием цвета. Обычный кирпич чередуется с цветным лекальным, в общую красноватую гамму включаются терракотовые и золотистые оттенки керамических рельефных плиток и, словно изумруды, сияют зеленые изразцы. В свое время праздник красок дополнялся переливами зеленых оттенков черепицы, покрывавшей главы собора и контрастировавшей с кирпичными стенами.

Показательны и сюжеты изразцов. Рядом с плиткой, обвитой растительным плетением, помещается эпическая сцена с конными воинами, соседствующая с изображением сказочной птицы Сирин.

Взирают со стен храма двуглавые орлы и изразцовые драконы. Приведенные примеры показывают, какими большими возможностями эмоционального воздействия обладает архитектурный масштаб. Все многообразие приемов его использования можно свести к трем.

Первый — применение масштабности исходя из среднестатических габаритов человеческого тела, т. е. обычного антропологического масштаба. Второй сводится к небольшому преувеличению масштабности, способствующему ощущению торжественности, значительности сооружения.

В этом случае масштаб приобретает героический характер. Наконец, третий метод заключается в сознательном нарушении масштаба, как правило, за счет гиперболизации, а масштабности. Все три метода отражают идеологическую позицию архитектора, степень его гуманности, уважения к человеческому достоинству.

И что важно, в рамках данного исследования устанавливается определенная взаимосвязь между методами использования масштабности и направленностью образной выразительности объемной пластики.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью