Последние публикации

Построение композиции западного фронтона

Построение композиции западного фронтонаПостроение композиции западного фронтона аналогично. Лучезарный Аполлон, взирающий на борьбу кентавров с племенем лапифов, вдохновляет людей на победу. Поэтические мифы и жестокая реальность переплелись в скульптурных повествованиях.

Мифологические сюжеты приобретают в общем идеологическом контексте современное звучание для эпохи освободительной войны с Персидской державой. Жестокая схватка кентавров с людьми, пафос справедливой борьбы, героизм воинов — все это было близко гражданам полисов.

Кентавры ассоциировались с персами — варварами по представлению греков. Скульптурная сцена наглядно символизировала столкновения цивилизации с варварством. Мифические образы приобретали реальность, они вдохновляли на подвиги.

Гуманистические основы греческого искусства, реалистичность художественного мышления находят отражение в синтетичности пластики объема и его поверхности. Пластическая разработка плоскостей подчинена общей теме, она развивает ее и конкретизирует в едином стилевом плане. Структурная пластика выявляет и закрепляет в членениях конструктивно-пространственную структуру здания, орнаментальная пластика усиливает структурную и обогащает идейно-художественное содержание произведения, а тематическая делает его идею более выразительной, понятной и доступной широким массам.

Греческая пластика поверхности реалистична, она рельефна и обладает самостоятельной художественной ценностью. В архитектуре Рима и Греции много, на первый взгляд, общего и для греческих зодчих и для римских — ордер; его канонизированные детали служат основой, формализованного языка.

Но стилевая характеристика этих языков различна. Идейная основа и характер связей структурных элементов в архитектуре Рима отличаются от архитектуры Греции.

Превратившись в мировую рабовладельческую державу, Рим ставит новые задачи перед архитектурой. Колоссальное военно-административное государство, покорившее народы Средиземноморья, нуждалось в дорогах, мостах, гаванях, складах, оборонительных сооружениях для установления связи и поддержания порядка в захваченных землях. Рост городов, превращение столицы империи в мировой культурный центр вызывали к жизни новые типы общественных зданий, требовали больших внутренних пространств, гигантских парадных и торгово-административных площадей.

Огромные масштабы строительства, увеличение пролетов и высоты сооружений заставляли зодчих совершенствовать строительную технику, искать новые методы строительного производства. Для строительства дорог еще во II в. до н. э. применяется римский бетон, а акведуки начинают выполняться на арках.

Переход к арочным конструкциям и использование бетона оказали решающее воздействие на строительную технику римлян, на развитие сводчатых структур и их пластическое выражение. Применение бетона в качестве забутовки промежутка между наружной стенкой из кирпича или камня и внутренней превращало их в облицовку. Использование наружной и внутренней кладки в качестве опалубки для основной бетонной массы стены снижало ее конструктивное значение и способствовало использованию внешних каменных поверхностей для усиления пластической выразительности сооружения.

Естественно, что для этого применяется ордер, основа основ античного зодчества. Однако он выступает как символ несущей способности и гармоничности, иллюзорной тектонической схемы, о чем уже говорилось выше.

Совмещение конструктивного элемента — арки с изобразительным ордером, с одной стороны, делало более наглядным характер усилий в стене, подчеркивая несущие и несомые элементы, а с другой — расчленяло единство конструкции и художественной формы. Наложенная на аркаду ордерная система расширяет композиционные возможности и включается в набор канонизированных элементов римской архитектурной пластики. Отвечая на социальный заказ, римские строители разрабатывают конструктивную проблему перекрытий большого внутреннего пространства, единого, как в Пантеоне, или сложного и многообразного, как в термах Каракаллы или базилике Максенция.

В этих новых конструктивно-пространственных структурах нашли отражение не только блестящие достижения римской строительной техники и науки, но и расширившийся круг представлений об окружающем мире, который влиял на сложение комплекса художественных закономерностей стиля. Мировоззрение римлян формировали не только классический труд историка Корнелия Тацита (около 55-120 гг.) или трактат энциклопедического характера «Естественная история» Плиния Старшего (23/24-79 гг.), но и другие философские и научные сочинения.

Завоевательная политика Римской империи, подчинившей многочисленные народы Европы, Африки и Азии, бесчисленное количество рабов воспитывали в римлянах чувство превосходства над другими людьми, ощущение их особой роли в истории. Это блестяще выразил в своей прославленной поэме «Энеида» Вергилий (70-19 гг. до н. э.):

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью