Последние публикации

Мастера итальянского Возрождения

Мастера итальянского ВозрожденияМастера итальянского Возрождения оценили художественные и информативные возможности античных ордеров. Античная колонна снова ставится на пьедестал — и превращается в основу основ пластической выразительности. Многочисленные зодчие Ренессанса, начиная с Альберти и кончая Виньолой, пишут об ордере, опираясь на архитектурную «библию».

Ордерная система накладывается на новые типы зданий, чему во многом содействует расчленение стены на конструктивную работающую часть и облицовку. Глубоко философские основы греческой ордерной системы, ее эстетические и этические принципы, ее антропоморфизм, вносивший элементы гуманизма, были в значительной степени утеряны в имперских устремлениях Рима, растрачены на увековечивание божественных цезарей и мировой державы.

В годы возвеличивания реального человека, отречения его от схимы в творчестве Брунеллески воскрешаются некоторые черты гуманистической концепции ордерной системы, созвучные эпохе раскрепощения человеческой личности. Однако постепенно с утерей высоких гуманистических идеалов ордер начинает превращаться в средство выявления тектоники и элемент композиционной структуры здания.

Леон Баттиста Альберти стал первым теоретиком итальянского Ренессанса. Логический ум этого энциклопедиста охватывал почти все области человеческой деятельности. Он пишет «Десять книг о зодчестве» и руководство по верховой езде, «Три книги о живописи» и роман «Мом», он создает небольшой опус «О статуе» и математический трактат, его перу принадлежат комедии и философские рассуждения.

Альберти — писатель-гуманист, вся его деятельность обращена к людям, но его человеколюбие пропущено через рационализм эпохи и опирается на знание. Свою «Книгу первую» о живописи — он начинает словами: «В этих весьма кратких записках о живописи мы прежде всего, дабы речь наша была возможно более ясной, заимствуем от математиков те положения, которые относятся к нашему предмету, и, усвоив их, изложим живопись, начав от ее природных первоначал, насколько это позволит наше дарование».

Связь искусства живописи с наукой и природой глубоко ощущал и Леонардо да Винчи, который писал: «И, поистине, живопись — наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой». В архитектуре Альберти тоже исходил из «природных первоначал», из понимания законов равновесия в условиях земного притяжения, учета сил тяжести и их распределения в здании. Поэтому в палаццо Ручеллаи он применяет накладной ордер для выявления несущих и несомых элементов стены.

Использование римского приема иллюзорной тектоники закономерно для Альберти — знатока латыни и зодчества Древнего Рима.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее и приятнее глазу. В... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью