Классификация пластики и методика | Ришесс - строительная компания
Последние публикации

Классификация пластики и методика

Классификация пластики и методикаКлассификация пластики и методика ее использования дают возможность более профессионально оценить художественные качества архитектурного произведения, выявить творческую направленность зодчего, проанализировать, за счет каких пластических и композиционных средств достигнуто единство, а соответственно, глубже разобраться во взаимосвязях пластики, композиционных средств и идейно-художественного содержания. Пластика в ее различных модификациях участвует в выявлении и более ярком раскрытии как формы, так и содержания архитектурного образа. Пластика может решать задачи образного выявления объемно-пространственной и конструктивной структуры здания, выступая в качестве органически взаимосвязанной с функциональным содержанием внешней материальной оболочки архитектурного пространства, а может быть относительно самостоятельной внешней формой, основная задача которой — раскрытие художественного содержания, а не реалистический показ функциональной структуры сооружения.

Эти два кардинальных принципа творческого подхода к взаимосвязи пространства и ограничивающей его пластической формы определяют художественные позиции архитекторов, которые получают отражение в системе иерархического соподчинения композиционных элементов. На противоположных полюсах этой системы находятся технические принципы соподчинения, построенные на логическом мышлении, и эмоциональные, в основе которых лежит интуиция.

Второй момент, определяющий идейно-художественную направленность мастера,- отношение к тектонике. Тектоника — специфическая архитектурная категория композиции. «Она,- пишет В. Маркузон, — …

и связанный с нею непрерывно расширяющийся круг тектонических представлений и составляет семантическую основу архитектурного художественно-выразительного языка». Отношение к тектонике показывает приверженность архитектора к определенной системе формообразования, построенной на выявлении сущностных сторон материальной основы сооружения или на раскрытии символико-изобразительного содержания.

В тектонических представлениях лежат объективные свойства работы конструкции и материала. Они отражают понимание зодчего роли материальной структуры в образном языке архитектуры.

Не меньшее значение в определении исходных позиций играет отношение к человеку, которое проявляется в масштабности сооружения. Социальное лицо архитектора, гуманистические основы его творчества во многом связаны с выбором масштаба, который не подавлял бы человека и не принижал его достоинства. Другие средства композиции не так однозначно обусловлены творческой направленностью мастера и применяются в равной степени в различных видах объемной пластики и группах пластики поверхности.

Наиболее детерминированы средства композиции в художественно-тектонической пластике объема. Структурная пластика поверхности имеет наиболее прямые связи с формообразующими композиционными средствами, а тематическая — с семантическими. Структурные элементы пластики поверхности активно участвуют в создании формы, а тематические — в выражении содержания.

Орнаментальная пластика занимает как бы промежуточное положение между структурной и тематической, она принимает участие как в содержательных, так и в формообразующих аспектах. Основное значение в раскрытии тектонических особенностей принадлежит структурной пластике поверхности, что повышает ее значимость в формировании архитектурного образа.

Обобщенная схема взаимосвязи архитектурной пластики и композиционных закономерностей позволяет составить более четкое представление о роли разных видов и групп пластики в сложном творческом процессе. Авторские принципы построения композиционной иерархии, отношение к тектонике и архитектурному масштабу дают возможность определить художественную концепцию зодчего, образно говоря,- архитектурно-пластический лад, на основе которого строится композиционное созвучие, аккорд, раскрывающий художественную тему.

Предпочтительный набор композиционных средств, логически взаимосвязанных с концептуальной направленностью творческого процесса, выполняет роль своеобразного ориентира в практической работе, особенно в начальной стадии, служит отправной точкой в выборе средств для осуществления идейно-художественного замысла. Абстрактная модель взаимосвязи пластики и содержательно-композиционных средств может служить подспорьем для анализа архитектурных произведений, выявления их художественных закономерностей.

Глубокое знание законов композиции и особенностей пластического языка архитектуры — ключ к мастерству, грамматика, без которой невозможно создать совершенное произведение. Необходимо на объективные закономерности и средства композиции взглянуть под другим углом зрения, более органично связать их с семантической стороной архитектуры.

Введение понятия архитектурной пластики позволяет с его помощью объединить абстрагированные средства композиции с творческой направленностью и содержанием произведения, упорядочить «композиционную гамму» и обогатить ее элементами пластического языка.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью