Последние публикации

Функционально-конструктивная и художественно-тектоническая объемная пластика

Функционально-конструктивная и художественно-тектоническая объемная пластикаВ функционально-конструктивной и художественно-тектонической объемной пластике средствами композиции решается проблема приведения к единству архитектурной формы и содержания. В декоративно-символической объемной пластике задача в основном сводится к достижению единства между внешней формой и художественным замыслом автора. При этом нарушается двуединство содержания архитектурного произведения, оно как бы расчленяется на материальное и художественное, Распад двуединого содержания архитектурного объекта приравнивает его к произведению изобразительного искусства, обладающему только художественно-образным содержанием.

Такое явление можно наблюдать при оценке в литературе оперного театра в г. Сиднее (Австралия), построенного по проекту архитектора П. Утцона в 1956- 1966 гг. Это здание причисляют к направлению в зарубежном зодчестве — «архитектура-скульптура». Соотношение социально-функционального содержания, выраженного в материальной оболочке архитектурного пространства, и идейно-эмоционального, порожденного идеологией и культурой общества, — ключ к пониманию языка архитектуры, ее сущности.

Акцент зодчего на функциональном содержании или эмоциональном — это тот камертон, который определяет направленность архитектурного произведения. Его позволяет в упрощенной, абстрагированной форме определить, классификация объемной пластики. Поразительную проницательность проявил в понимании архитектуры Ф. Каржавин, работавший вместе с В. Баженовым в «Экспедиции по строению Большого Кремлевского дворца».

Прославленный зодчий так определил круг обязанностей коллежского актуариуса из Коллегии иностранных дел Федора Каржавина: «должность его и знания не в чертежах и не в рисунках, но именно в рассуждениях о математических тягостях, в физике, в переводе с латинского, с французского и с эллино-греческого языка авторских сочинений величавых пропорций архитектуры, для изъяснения произошла красивая архитектура». Ф. Каржавин в своем «Словаре Архитектоническом» высказывает мысль о двояком содержании зодчества: «Архитектура, что за вещь? Она есть строение естественное и художественное».

При исследовании пластики поверхности приходится выделять композиционные средства, участвующие в создании общего архитектурного образа, и средства, применяемые для решения частной задачи, — раскрытия содержания орнаментальной и тематической пластики, обладающих определенной самостоятельной художественной ценностью. Орнаментальный сюжет или тематический рельеф, кроме участия в композиции архитектурного творения, характеризуется своей внутренней художественной структурой, обладающей своими композиционными закономерностями.

Прекрасный барельеф И. Теребенева «Заведение флота в России» органически включен в композицию главной башни Адмиралтейства. Тематический фриз протянулся на двадцать два метра вдоль аттика, завершающего нижнюю надвратную часть башни.

Его расположение, размеры определены исходя из общего архитектурного замысла. Барельеф не доведен до краев аттика, что вызвано размещением по углам сидячих фигур героев. Глухие участки аттика под фигурами воспринимаются как пьедесталы.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью