Декоративно-символический характер объемной пластики | Ришесс - строительная компания
Последние публикации

Декоративно-символический характер объемной пластики

Декоративно-символический характер объемной пластикиХудожественно-тектоническая трактовка пластики еще нагляднее в Дмитриевском соборе во Владимире (1194-1197 гг.). Декоративно-символический характер объемной пластики начинает проявляться в Георгиевском соборе в. Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.). Это годы распада «большого гнезда» князя Всеволода, время усобиц между его наследниками, когда широкие государственные интересы заменяются местническими политическими задачами. Стремление вернуть потерянный авторитет могущественных владимиро-суздальских князей, претендовавших на общерусское господство, способствовало усилению светского начала, увеличению декоративных деталей, близких народному искусству и прославлявших князя Святослава: «Фигуры пояса главного северного Фасада собора представляли собой как бы символическую скульптурную галерею династии владимирских «самовластнее». Объемная композиция — четырехстопного храма с одной главой усложнена приделами, завершение храма, как справедливо полагают Н. Воронин и Г. Вагнер, имело более развитую форму с дополнительными закомарами. Во всем художественном облике Георгиевского собора проявляется стремление к более эффектным, нарядным, красочным формам, а не к тектоническим.

Изображения святых, фигуры князей, мифологические образы, рельефы животных и фантастических чудовищ покрывают плоскости стен, заплетенных растительным орнаментом. Показательно, что первоначально фасады храма были украшены только горельефными фигурами, а затем уже был нанесен ковровый орнамент, который высекался по законченной поверхности стены.

Таким образом, в этом произведении владимиро-суздальского зодчества проявляется другое художественное мышление, направленное не на выявление конструктивно-пространственной структуры храма, а на усиление эмоционального воздействия с помощью изобразительных средств и декоративности решения. Различный характер объемной пластики может являться и результатом общей художественной концепции, типичной для определенного периода.

Функционализм 1920-х годов, считавший функциональную организацию основой архитектурного формообразования, противопоставлявший логику художественной фантазии, взывавший к простым геометрическим формам, шел по пути использования функционально-конструктивной пластики. . Ярким примером этому может служить дом в г. Иене, построенный В. Гропиусом при участии А. Мейера в 1923 г. Для несущих конструкций здания был принят тогда новый материал — шлакобетон.

Объем здания складывался из двух параллелепипедов — трехэтажного и двухэтажного. В месте их примыкания на торцовой части размещена веранда с террасой и балконом сверху.

Строгие геометрические формы словно прочерчены по линейке, впечатлению математической точности способствуют безупречные грани оконных проемов и тонкие линии металлических ограждений. Художественный образ этого дома отвечал взглядам Гропиуса на архитектуру века индустрии.

Еще в 1914 г. он в статье «Роль) форм промышленной архитектуры в образовании стиля» указывал, что «Творения индустрии и техники должны стать отправной точкой для разработки и развития новых форм». Асимметричность дома, различные по размерам окна, их размещение связаны с функциональной структурой жилья.

Пластика объемов вытекает из конструктивных возможностей шлакобетона и согласуется с назначением помещений. Однако это не лишает кристаллические ясные детали особняка художественной выразительности. Контраст стеклянной веранды и глухих плоскостей, гармоничность уравновешенных форм, жесткость прямолинейных очертаний и живописность расположения проемов свидетельствуют о стремлении мастера вызвать у зрителей эстетические сопереживания.

В другом плане воспринимается возведенная в 1796-1801 гг. бывшая Голицынская больница. Зодчие классицизма оперировали художественно-тектонической пластикой, рациональным началом в решении эстетических задач.

Классицизм, опиравшийся на идеализированный общественный строй и культуру античного мира, ставил задачу создать не только «прекрасную» природу, но и «облагороженную» с помощью разума архитектуру. М. Казаков с большим вниманием относился к требованиям практического порядка.

Не случайно бывшая Голицынская больница по сей день выполняет функции больничного здания. Но утилитарную сторону он облек в художественные формы. Основную часть здания со значительным числом палат зодчий отодвигает от улицы, тогда от Калужской дороги.

В центре по оси симметрии он размещает церковь — обязательный элемент больницы. Объем церкви, выявленный куполом, делит здание на две части, в одной из которых размещаются палаты для женщин, а в другой — для мужчин. Поэтому предусмотрены, кроме главного, — боковые входы.

На первом этаже помещались аптечные и лечебно-административные помещения, второй и третий этажи были заняты палатами.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью