Последние публикации

Архитектура готических соборов

Архитектура готических соборовАрхитектура готических соборов производит двоякое впечатление. С одной стороны человека поражает виртуозность каменных конструкций, смелая мысль инженера, чудесное чувство статики, по словам П. Л. Нерви, почти немыслимое сочетание опыта и умения осуществить сооружение в натуре. С другой стороны — страстное религиозное чувство, ощущение необычного, таинственного превращения громоздкого тяжелого камня в зрительно невесомые, воздушные кружева.

Основным источником информации готической архитектуры становится структурная и тематическая пластика. Монументальные, огражденные неприступными стенами, замкнутые объемы романских построек уступают место расчлененной элементами каменного каркаса поверхности, не имеющей, как и внутреннее пространство, четких материальных границ.

Меняется образный язык — статика, устойчивость не отвечают мыслям освобождающихся от феодальной зависимости горожан. Возрастающему общественному значению вольных городов, пробуждающемуся чувству человеческого достоинства, возможностей отдельной личности больше соответствуют динамика устремленных в небо шпилей, одухотворенность, эмоциональность, противоречивость словно растворяющихся в воздухе дематериализованных форм. Но основной рассказ о своем времени и людях ведет тематическая пластика.

Готические соборы — это своеобразная энциклопедия, написанная в камне. В знаменитом соборе в Шартре насчитывают в общей сложности около десяти тысяч фигур.

Сложные аллегории, иносказательные нравоучения, идеалистические представления и отдельные реалистические сюжеты в пластических образах повествуют о Ветхом завете, пророчествуют о конце мира, воскрешают древние мифы, комментируют Библию, демонстрируют фантастических зверей и перефразируют народные поверья. Каждое изображение, каждая фигура наставляли верующих, обучали познанию божественного откровения. Понимание скрытой в обычных вещах мудрости божьей осуществлялось не путем восприятия видимого реального мира, а благодаря иносказательному смыслу, который вкладывался в каждый предмет.

Земной мир трактовался церковью как отблеск небесного, его скрытое, отражение. Соответственно и в произведениях искусства оценивался не сам объект, а заключенная в нем «божественная идея».

Еще в начале IX в. архиепископ г. Майнца Рабан Мавр составляет «толковый словарь» символов Священного писания, который «…охватывал все «вещи» — от конской сбруи и печного горшка-до единосущной Троицы»» Немало потрудился аббат монастыря Сен-Денн Сугерий (ок. 1081-1151 гг.) над толкованием Библии и выражением отвлеченных, идеальных понятий с помощью конкретного образа. С деятельностью Сугерия связана и смелая реконструкция монастырской церкви в Сен-Дени, сыгравшая значительную роль в становлении новых принципов готической архитектуры, а это в условиях борьбы церкви против всяких новшеств было делом нелегким.

В введении «опасных новшеств» Сугерию помогало его высокое светское положение, он был королевским министром и даже в течение трех лет регентом Франции. В своей рукописи Сугерий описывает перестройку старой базилики, основной целью которой было расширение помещения и придание ему достойного, роскошного вида.

Сугерий, читавший монастырской братии вечерами Горация, стремился к гармонии и согласованности всех частей. Несомненно участвовавший в строительстве в качестве идейного руководителя, он пишет: «…

было предусмотрительно рассчитано, а именно с помощью геометрических и арифметических инструментов, чтобы ширина средней части хора была соразмерна со средней частью главного нефа старой церкви, а также протяжение новых боковых нефов соответствовало протяжению старых». Один из создателей аллегорического языка, Сугерий, когда дело касалось практики, был достаточно рационален, о чем свидетельствует также его утверждение о том, что «…непросвещенный разум подымается к истине через материальное».

В облачении материального в духовные религиозные одежды проявлялась противоречивость готической архитектуры, которую можно выразить парадоксальными словами — «нереальная реальность». В образном раскрытии эпохи, ее социально-экономических отношений и идеологии значительная роль принадлежит основополагающим композиционным закономерностям, организующей силе пластической выразительности.

Комментарии запрещены.

Архитектура и градостроительство
  • 18.02.2018

    Художественные потолки Люди издревле начали облагораживать и украшать свои жилища, делать их гармоничнее, уютнее... 
    Читать полностью

  • 15.02.2018

    Спальня и гостиная в английском стиле. Чтобы оформить стены в классической английской гостиной довольно часто... 
    Читать полностью

  • 08.02.2018

    Сегодня у потребителей завоевывают все большую свою популярность именно раковины из стекла. Такой материал как... 
    Читать полностью

  • 04.02.2018

    Основной особенностью данного стиля можно считать то, что все предметы мебели и декоративные элементы, которые... 
    Читать полностью